Центр экологической информации
Untitled Document

Общедоступная серия Интеграл

Разработка и сопровождение при согласовании проектов:
Инвентаризации источников выброса загрязняющих веществ в атмосферу

Предельно-допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу

Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» (96-ФЗ)- законодательная основа для разработки проектов инвентаризации и нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ)
Основные цели разработки проектов инвентаризации и ПДВ для предприятия
Этапы проведение работ по инвентаризации
Основные правила при разработке проекта ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу
Порядок разработки проекта ПДВ
Перечень документов, необходимых для разработки проекта ПДВ
Состав проекта ПДВ
Разрешение на выброс
Ответственность за несоблюдение действующего законодательства
Методические документы и литература для разработки проекта инвентаризации
Методические документы и литература для разработки проекта ПДВ
Программы для разработки проекта инвентаризации
Программы для разработки проекта ПДВ
Где заказать разработку и согласование проекта инвентаризации и ПДВ
Где пройти курсы по разработке проекта инвентаризации и ПДВ
Образец проекта ПДВ 2000 г.
Образец проекта ПДВ 2010 г.

  1. Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» (96-ФЗ) - законодательная основа для разработки проектов инвентаризации и нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ)
  2. Ст. 1. Основные понятия
    В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

      1. загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха;
      2. предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов;
      3. временно согласованный выброс - временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально - экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса;

    Ст. 12. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух

      1. В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов:
        • технические нормативы выбросов;
        • предельно допустимые выбросы.
      2. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
      3. В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы.
      4. ременно согласованные выбросы устанавливаются на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов при условиях соблюдения технических нормативов выбросов и наличия плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
      5. План уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух разрабатывается и осуществляется юридическими лицами, для которых устанавливаются временно согласованные выбросы, с учетом степени опасности указанных веществ для здоровья человека и окружающей природной среды.
      6. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

    Ст. 22. Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников

      1. Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников.
      2. Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих) веществ, перечни вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, для организаций, городских и иных поселений, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников.

    Ст. 30. Обязанности юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

    Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны:

      1. обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;

    Ст. 31. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха. Лица, виновные в нарушении законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

  3. Основные цели разработки проектов инвентаризации и ПДВ для предприятия
    • Оценка степени негативного воздействия предприятия на качество атмосферного воздуха.
    • Разработка мер и мероприятий по снижению негативного воздействия предприятия на качество атмосферного воздуха и оценка его достаточности.
    • Разработка предложений по установлению нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ).
    • Разработка плана-графика химико-аналитического контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов.
    • Разработка мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ).
  4. Этапы проведение работ по инвентаризации
    • Определение аэродинамических характеристик вентиляционных систем.
    • Определение содержания вредных компонентов в отходящем от технологического оборудования газе или воздухе инструментальным или расчетным методом.
    • Расчет валовых выбросов и выделений с учетом нестандартности процессов;
    • Оценка технического состояния газоочистного оборудования (ГОУ).
    • Оценка эффективности очистки газов и пылеулавливания.
    • Оценка экологических характеристик используемых на предприятии технологий и эффективности использования сырьевых ресурсов, утилизации отходов.
    • Выявление исходных данных для разработки и установления предельно допустимых выбросов (ПДВ) и временно согласованных выбросов (ВСВ) ЗВ как в целом по предприятию, так и по отдельным источникам загрязнения атмосферы с учетом нестационарности функционирования источников выделений и источников выбросов ЗВ в атмосферу.
    • Заполнение форм статистической отчетности полученными характеристиками выбросов;
    • Составление технического отчета по инвентаризационному обследованию с представлением расчетно-пояснительной записки, результатами обследования, выводами и рекомендациями.
    • Согласование технического отчета по инвентаризации выбросов с Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора.
  5. Основные правила при разработке проекта ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу
  6. Правило 1. Каждый субъект хозяйственной деятельности, являющийся источником загрязнения атмосферного воздуха, обязан иметь согласованный проект нормативов ПДВ.

    Правило 2. Норматив ПДВ устанавливается по каждому загрязняющему веществу (или группе суммации) для каждого источника выброса загрязняющих веществ в атмосферу и предприятия в целом. Для неорганизованных выбросов и совокупности мелких одиночных источников (вентиляционные выбросы из одного производственного помещения, от одной расположенной в помещении или на открытом воздухе установки, аэрационных фонарей, вентиляционных шахт и т.д.) устанавливают суммарный ПДВ.

    Правило 3. Норматив ПДВ должен задавать объем выброса вещества в единицу времени, при котором выбросы рассматриваемого источника в совокупности с выбросами других источников города не должны создавать в зоне воздействия предприятия приземных концентраций, превышающих ПДК.

    Правило 4. Если в районе расположения предприятия фоновая концентрация загрязняющего вещества в атмосферном воздухе превышает установленные ПДК и значения норматива ПДВ по причинам объективного характера не могут быть достигнуты на момент разработки проекта, то вводится поэтапное сокращение выбросов. Для каждого этапа устанавливаются временно согласованные выбросы (ВСВ)с ориентацией на уровень выбросов действующих предприятий - аналогов с наилучшими экологическими показателями. ВСВ устанавливается на определенный срок с разработкой плана-графика мероприятий по достижению нормативов ПДВ.

    Правило 5. При установлении норматива ПДВи лимита ВСВ следует учитывать:

    • физико-географические и климатические особенности местности;
    • расположение промышленных площадок;
    • расположение участков существующей жилой застройки, санаториев, зон отдыха города;
    • перспективы развития предприятия, прилежащей селитебной территории и промышленной зоны;
    • значения фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

    Правило 6. Увеличение высоты труб с целью улучшения рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере для снижения уровня приземных концентраций допускается только после применения всех доступных современных средств по сокращению выбросов.

    Критерий качества атмосферного воздуха, используемый при установлении норматива предельно допустимого выброса в атмосферу, задает обязательное соотношение между приземными концентрациями загрязняющих веществ с учетом фона и предельно допустимыми концентрациями. Для загрязняющих веществ независимого действия их максимальная концентрация Сi  в приземном слое атмосферы с учетом фона Сiф (на расстоянии до двух метров от поверхности земли) не должна превышать предельно допустимой концентрации ПДКi , т.е. Сi  + Сiф ? ПДКi  или 

    Критерий качества атмосферного воздуха, используемый при установлении норматива предельно допустимого выброса в атмосферу, задает обязательное соотношение между приземными концентрациями загрязняющих веществ с учетом фона и предельно допустимыми концентрациями. Для загрязняющих веществ, принадлежащих группе суммации ("iIIгр.с), их концентрации Сi  в приземном слое атмосферы с учетом фона Сiф  должны удовлетворять следующему условию:

    Критерий качества атмосферного воздуха, используемый при установлении норматива предельно допустимого выброса в атмосферу, задает обязательное соотношение между приземными концентрациями загрязняющих веществ с учетом фона и предельно допустимыми концентрациями.Для загрязняющих веществ, принадлежащих группе неполной суммации или потенцирования (" iI Iгр), их концентрации Сi  в приземном слое атмосферы с учетом фона Сiф и установленного коэффициента комбинированного (совместного) действия Ксд  должны удовлетворять следующему условию:

    Для установления нормативов предельно допустимых выбросов используются максимальные разовые предельно допустимые концентрации ПДКiмр. При отсутствииустановленных максимальных разовых концентраций допускаетсяпроизводить их оценку по значениям среднесуточных предельно допустимых концентраций ПДКiсс как  

    Информацию о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе необходимо запрашивать в органах Госкомгидромета РФ. В запросе запроса о фоновом загрязнении атмосферного воздуха указывается:

    • Запрашивающая организация, ее ведомственная принадлежность, почтовый адрес.
    • Район, для которого требуется определить значение фона.
    • Название предприятия, для которого запрашивается фон, с указанием, является ли данное предприятие проектируемым, строящимся, действующим, реконструируемым.
    • Характеристика положения промплощадки предприятия на плане (карте-схеме) города и адрес этого предприятия. В случае, когда предприятие имеет несколько промплощадок или запрос делается для группы предприятий, все сведения указываются для каждой промплощадки.
    • Перечень вредных веществ, выбрасываемых предприятиями (объектами).
    • Расчетный срок, на который запрашивается фон, сроки ввода первой очереди строительства и развития предприятия на полную мощность
  7. Порядок разработки проекта ПДВ
  8. При разработке нормативов ПДВ можно выделить следующие крупные этапы:

    • проведение инвентаризации источников выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу;
    • собственно разработку нормативов ПДВ;
    • получение Разрешения на выброс.

    При проведении инвентаризации источников выделения (эмиссии) и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу могут использоваться расчетный или инструментальный методы.

    При использовании расчетного метода инвентаризации источников выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу в проект нормативов ПДВ включаются расчеты, выполненные в соответствии с действующей нормативно-методической документацией, в установленном порядке согласованной МПР России. Расчеты представляются в полном объеме, отдельно по каждому источнику и ингредиенту и сопровождаются комментариями по обоснованию принятых величин и коэффициентов.

    При использовании инструментального метода инвентаризации источников выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу в проект нормативов ПДВ включаются протоколы замеров концентрации по каждому источнику и веществу, оформленные в соответствии с действующим порядком, с указанием мест и продолжительности отбора проб, использованных методов определения концентрации и приборного обеспечения.

    Полнота учета в инвентаризационных данных совокупности загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от (из) организованных и неорганизованных источников выброса при осуществлении технологических процессов и хозяйственной деятельности на рассматриваемом предприятии подтверждается специальной записью, производимой руководителем этого предприятия в инвентаризационной части проекта нормативов ПДВ. Руководитель предприятия несет ответственность за полноту и достоверность представленных данных инвентаризации перед органами государственного контроля.

    Для проведения инвентаризации источников выделения и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу предприятие предоставляет разработчику проекта нормативов ПДВ следующие сведения о своей производственно-хозяйственной деятельности:

      1. Информацию о расходе, типе, составе используемого сырья, материалов, топлива представляются в виде справки за подписью главного бухгалтера и главного технолога.
      2. Данные о типах, основных характеристиках установленного оборудования и чистом времени его работы в виде справки за подписью главного механика предприятия.
      3. Сведения о количестве, марках транспортных средств, стоящих на балансе предприятия, маршрутах рейсирования по территории предприятия, местах стоянок в виде справки за подписью уполномоченного руководителя.
      4. Информацию о количестве, марках, часах и режиме работы транспортных средств, не стоящих на балансе предприятия, используемых для доставки сырья и вывоза продукции.
      5. Характеристики неорганизованных источниках выброса загрязняющих веществ, их размер и местоположение.
  9. Перечень документов, необходимых для разработки проекта ПДВ
    • Краткая информация о производственной деятельности, штатах и структуре предприятия с описанием назначения и характеристик всех объектов (производственные и коммерческие подразделения, участки, цеха, бригады, офисы, отделы, здания, сооружения и др.).
    • Реквизиты предприятия.
    • Карта-схема предприятия, ситуационная карта-схема расположения предприятия.
    • Свидетельство о государственной регистрации юридического лица.
    • Договор аренды либо свидетельство собственности на землю, здания, помещения и сооружения.
    • Справка о расходе сырья и материалов за год.
    • Перечень технологического оборудования.
    • Описание технологического процесса (подробно).
    • Наличие пылегазоочистного оборудования (ПГУ), паспорта на ПГУ, производительность и т.п.
    • Схема систем вентиляции и кондиционирования воздуха с указанием диаметров, высоты всех труб, марки вентиляторов и их производительность, число часов работы в сутки и т.п.
    • Справка о транспортных средствах, находящихся на балансе предприятия с указанием марки, количества, планируемого пробега, мест их стоянки (хранения), технического обслуживания и ремонта.
    • Квалификационный аттестат об экологическом образовании ответственного за экологию на предприятии.
    • Предыдущий проект выбросов загрязняющих веществ (если есть).
  10. Состав проекта ПДВ
  11. Состав проекта нормативов ПДВ зависит от группы (категории) сложности объекта (предприятия).

    К третьей группе сложности относятся проекты предприятий, величины выбросов загрязняющих веществ которых удовлетворяют Ф критерию по всем отдельным ингредиентам и группам суммации. Удовлетворение Ф критерию является свидетельством крайне низкого уровня приземной концентрации рассматриваемого вещества в сравнении с ПДК.

    Ко второй (II) группе сложности относятся проекты предприятий, величины выбросов загрязняющих веществ которых могут для части (или всех) отдельных ингредиентов и групп суммации не удовлетворять Ф критерию, но во всех случаях приземные концентрации рассматриваемого вещества с учетом фона не превышают ПДК и нормативы предельно допустимых выбросов устанавливаются на уровне фактических выбросов.

    К первой (I) группе сложности относятся проекты предприятий, для которых хотя бы по одному веществу (с учетом фона) выбросы не соответствуют предельно допустимым нормативам.

    Проекты первой группы сложности выполняются в полном объеме с разработкой всех разделов.

    Проекты второй группы сложности выполняются не в полном объеме. Предприятия, проекты нормативов ПДВ которых относятся ко II группе сложности освобождаются от:

    а) разработки мероприятий по регулированию выбросов:

    При наступлении НМУ по веществам, удовлетворяющим Ф критерию, а также в случае создания максимальной приземной концентрации на границе СЗЗ, не превышающей 0,3 ПДК по специфическим веществам;

    б) необходимости представленияи согласования плана-графика производственного контроля в случае если:

      1. максимальная приземная концентрация Смах < 0,1 ПДК – для основных загрязняющих веществ при отсутствии систем очистки,
      2. максимальная приземная концентрация Смах < 0,3 ПДК – для специфических загрязняющих веществ при отсутствии систем очистки.
      3. Для веществ, удовлетворяющих Ф критерию, расчеты приземных концентраций не проводятся.

    Проекты третьей группы сложности выполняются в сокращенном варианте. Предприятия, проекты нормативов ПДВ которых относятся к III группе сложности, освобождаются от:

      1. разработки мероприятий по регулированию выбросов в период НМУ и необходимости представления и согласования плана-графика производственного контроля.

    В этом случае для обоснования отнесения проекта к третьей группе сложности в состав проекта включают:

    • письменное обращение организации о согласовании нормативов ПДВ на уровне данных инвентаризации, согласованной в соответствии с требованиями и
    • расчеты параметра Ф с указанием величин санитарно-гигиенических нормативов.

    Поскольку все вещества удовлетворяют Ф критерию, расчеты приземных концентраций вообще не проводятся.

    В состав проекта ПДВ входят следующие разделы:

    В «Аннотации» к проекту нормативов ПДВ следует отразить основные результаты проведенной работы с указанием:

      1. общего числа загрязняющих веществ, выбрасываемых предприятием в атмосферу;
      2. количества видов веществ, обладающих эффектом суммации вредного действия, для которых разработаны нормативы выбросов;
      3. числа источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в целом по предприятию;
      4. сроков достижения нормативов ПДВ по ингредиентам; необходимых для этого затрат;
      5. величины ущерба, наносимого выбросами предприятия.

    Введение

    Во введении приводят перечень основных документов, на основании которых разработан том ПДВ.

    Общие сведения о предприятии

    В этом разделе приводят:

      1. Почтовый адрес предприятия, количество промплощадок, взаиморасположение предприятия и граничащих с ним характерных объектов - жилых массивов, промышленных зон, лесов, сельскохозяйственных угодий, транспортных магистралей и т.д.
      2. Карта-схема предприятия с нанесенными на нее источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
      3. Ситуационная карта-схема района размещения предприятия с указанием на ней границ санитарно-защитной зоны, селитебной территории, зон отдыха, постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха.

    Характеристика предприятия как источника атмосферы

    В состав раздела входят:

      1. Краткая характеристика технологии производства и технологического оборудования (описание выпускаемой продукции, основного исходного сырья, расход основного и резервного топлива) с точки зрения загрязнения атмосферы. При этом учитывается наличие в выбросах всех загрязняющих веществ, образующихся в технологическом процессе, а также все химические превращения выбрасываемых веществ.
      2. Краткая характеристика существующих установок очистки газа, укрупненный анализ их технического состояния и эффективности работы.
      3. Оценка степени соответствия применяемой технологии, пылегазоочистного оборудования передовому научно-техническому уровню в стране и за рубежом.
      4. Перспективы развития или технического перевооружения предприятия. При этом необходимо учитывать данные об изменениях производительности предприятия, реконструкции, сведения о ликвидации производств, источников выброса, строительстве новых технологических линий и агрегатов, общие сведения об основных перспективных направлениях воздухоохранных мероприятий, сроки проведения реконструкций, расширения и введения в действие новых производств, цехов и т.д.
      5. Перечень загрязняющих веществ выбрасываемых в атмосферу в виде таблицы. Количественная характеристика выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ в т/год приводится по усредненным годовым значениям в зависимости от изменения режима работы предприятия, технологического процесса и оборудования, характеристик сырья, топлива и т.д.
      6. Характеристика аварийных выбросов в виде таблицы Также приводится краткая характеристика условий, при которых возможны аварийные и залповые выбросы.
      7. Параметры выбросов загрязняющих веществ для расчета ПДВ от организованных и неорганизованных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу представляются с учетом требований приложения 3 к ГОСТ 17.2.3.02-78.
      8. Обоснование полноты и достоверности исходных данных, принятых для расчета ПДВ. При этом описываются, откуда взяты исходные данные - из журналов первичного учета, из форм статистической отчетности 2ТП-воздух, получены инструментальными замерами, расчетными или балансовыми методами.
      9. Сведения о влиянии выбросов загрязняющих веществ на воду, почву, растительность, здоровье населения.

    4. Проведение расчетов и определение предложений нормативов ПДВ

    Состав раздела включает:

      1. Наименование использованной программы расчета загрязнения атмосферы.
      2. Метеорологические характеристики и коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ.
      3. Результаты расчетов уровня загрязнения атмосферы на существующее положение и с учетом перспективы развития, выполненные в соответствии с ОНД-86, ситуационные карты-схемы с нанесенными на них изолиниями расчетных концентраций; максимальные приземные концентрации в жилой зоне и на границе санитарно-защитной зоны; перечень источников дающих наибольшие вклады в уровень загрязнения атмосферы в виде таблицы.
      4. Предложения по нормативам ПДВ по каждому источнику и ингредиенту занесенные в таблицу Если в воздухе населенного пункта концентрации загрязняющих веществ превышают ПДК, разрабатывается план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
      5. План мероприятий оформляется по нижеприведенной форме: ПЛАН мероприятий по снижению выбросов
      6. Дается обоснование возможности достижения нормативов ПДВ с учетом использования малоотходных технологий и других планируемых мероприятий, в том числе перепрофилирования или сокращения объема производства.
      7. Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий по достижению нормативов ПДВ и причиняемого ущерба от загрязнения атмосферы, осуществленная по отраслевым и федеральным методикам
      8. Приведено уточнение размеров санитарно-защитной зоны.
      9. Данные о численности населения, проживающего в санитарно-защитной зоне и на территории, подлежащей к включению в санитарно-защитную зону.
      10. Документы (материалы), свидетельствующие об учете специальных требований (при их наличии) к качеству атмосферного воздуха для данного района, в случае, если в районе размещения предприятия или в прилегающей к предприятию территории расположены зоны заповедников, музеев, памятников архитектуры и т.д.

    5. Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях

    Состав этого раздела должен содержать:

    • План мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий (см. раздел 14.4).
    • Общую характеристику выбросов вредных веществ в период НМУ с указанием наименования цеха (участка), номера источников выбросов и его высоты, параметров выброса в нормальных метеоусловиях и при различных режимах НМУ (см. раздел 14.4).
    • Краткую характеристику каждого конкретного мероприятия с учетом реальных условий эксплуатации технологического оборудования (сущность технологии, необходимые расчеты и обоснование технологий).
    • Обоснование возможного диапазона регулирования выбросов по каждому мероприятию.
    • План-график контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
    • Экономическую оценку мероприятий по регулированию выбросов в периоды НМУ

    5. Контроль за соблюдением нормативов на предприятии.

    Предприятия, для которых установлены ПДВ (ВСВ), должны организовать систему контроля за соблюдением ПДВ (ВСВ). При контроле за соблюдением ПДВ (ВСВ) основными должны быть прямые методы, использующие измерения концентрации вредных веществ и объемов газовоздушной смеси после газоочистных установок или в местах непосредственного выделения веществ в атмосферу. Для повышения достоверности контроля за ПДВ (ВСВ), а также при невозможности применения прямых методов используют балансовые, технологические и др. методы.

    Контроль за соблюдением нормативов ПДВ на предприятии подразделяется на следующие виды:

    • контроль непосредственно на источниках выбросов;
    • контроль загрязнения атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны или в селитебной зоне населенного пункта.
    • При контроле за соблюдением нормативов ПДВ на непосредственно источниках загрязнения входит перечень веществ подлежащих контролю. Приводится перечень методик, которые используются или будут использоваться при контроле за соблюдением установленных нормативов выбросов. Отдельно приводится перечень веществ для которых отсутствуют стандартные методики.
    • В случае нецелесообразности или невозможности определения выбросов загрязняющих веществ аналитическими методами приводится обоснование использования расчетных балансовых методов, удельных выбросов и т.д.
    • План-график контроля за соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ) на источниках выбросов оформляют в виде таблицы: План-график контроля на предприятии за соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ) на источниках выбросов и на контрольных точках (постах)
    • Контроль за соблюдением нормативов ПДВ по фактическому загрязнению атмосферного воздуха на специально выбранных контрольных точках проводится только для крупных предприятий с большим количеством источников неорганизованных выбросов. Контрольные значения приземных концентраций загрязняющих веществ оформляют в виде таблицы:

    Контрольные значения приземных концентраций вредных веществ для контроля нормативов ПДВ (ВСВ) на ___________ 20__ год

    Приводятся предложения о порядке организации контроля за соблюдением нормативов ПДВ собственными силами предприятия или на договорных началах

  12. Разрешение на выброс
  13. Ст. 14. ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» ФЗ-96

    Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешение

      1. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством РФ.
      2. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
      3. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
      4. При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены.    

    Кто выдает разрешение на выброс:

    Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух установлен Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденным Приказом Минприроды России № 288 от 31.10.2008 г.

    Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управления в области охраны окружающей среды.

    Срок действия разрешения:

    При  наличии утвержденных нормативов ПДВ разрешение на выброс выдается на срок действия нормативов ПДВ, если лимиты на выброс не устанавливались. При наличии установленных лимитов на выбросы срок действия разрешения на выбросы составляет один год с даты выдачи разрешения на выброс.

    Для хозяйствующих субъектов, которые осуществляют ввод в эксплуатацию новых или реконструированных объектов со стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при наличии нормативов ПДВ, установленных в составе утвержденной в установленном порядке проектной документации строительства (реконструкции) зданий, сооружений или иных объектов, разрешение на выброс выдается на срок достижения проектных показателей (но не более двух лет).

    Выдача разрешения на выброс:

    Для получения разрешения на выбросы хозяйствующий субъект по почте, лично или через представителей, полномочия которых подтверждены доверенностью, подписанной руководителем юридического лица и скрепленной печатью, представляют в территориальный орган Ростехнадзора документы:

      1. утвержденные в установленном порядке нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) и лимитов на выбросы для каждого стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям;
      2. согласованный в установленном порядке план снижения  выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и утвержденные органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации сроки поэтапного достижения нормативов ПДВ (в случае, если при утверждении нормативов ПДВ установлено, что их достижение Заявителем не обеспечивается), а так же отчет о выполнении завершенных этапов указанного плана.

    Требовать от хозяйствующего субъекта представления других документов не допускается.

    Территориальный орган Ростехнадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня регистрации материалов Заявителя, рассматривает представленные документы и материалы и своим приказом принимает решение о выдаче разрешения на выброс или в письменной форме уведомляет хозяйствующий субъект об отказе в выдаче разрешения на выброс.

    Переоформление разрешения на выброс:

    Основанием для переоформления разрешения на выбросы является поступление в территориальный орган Ростехнадзора Заявления и прилагающихся материалов.

    При установлении комплектности материалов Заявителя готовится решение о переоформлении разрешения на выбросы. Срок осуществления территориальным органом Ростехнадзора административной процедуры по переоформлению разрешения на выбросы – 10 рабочих дней со дня регистрации материалов Заявителя.

  14. Ответственность за несоблюдение действующего законодательства   
  15. Кодекс РФ об административных правонарушениях (№ 195-ФЗ 2001 г.)

    Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (штраф на юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ).

    Ст.8.2. Несоблюдение экологических и санитарно - эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления (штраф на юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ).

    Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации (штрафа на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ).

    Статья 8.13. Нарушение правил охраны водных объектов 4. Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение (штраф на юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ).

    Статья 8.14. Нарушение правил водопользования 1. Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты (штраф на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ).

    Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха 1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения (штраф на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ).

     

>
Закрыть

Отправьте нам сообщение