Центр экологической информации
Untitled Document

Общедоступная серия Интеграл

Проект нормативов допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов

Нормативные документы, определяющие порядок осуществления нормирования сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты
Нормативно-методические документы, определяющие содержание, порядок разработки, рассмотрения и согласования проектов нормативов допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов
Методические документы и литература для разработки проекта НДС
Проект НДС для предприятия
Проект НДС для проектируемого, строящегося, реконструируемого объекта
Функциональное назначение проекта НДС
Нормирование допустимых сбросов
Проект Нормативов допустимых сбросов действующего и проектируемого объекта
Примерная структура проекта нормативов допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов
Порядок разработки и утверждения проекта нормативов допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов
Ответственность за несоблюдение действующего законодательства
Где пройти курсы по обучению разработке проекта НДС
Где заказать разработку и сопровождение при согласовании проекта НДС

  1. Нормативные документы, определяющие порядок осуществления нормирования сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты

    1. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
    2. СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод».
    3. ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно-допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования».
    4. Приказ МПР РФ от 17 декабря 2007 г. N 333 «Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей».

  2. Нормативно-методические документы, определяющие содержание, порядок разработки, рассмотрения и согласования проектов нормативов допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов
    1. Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденная Приказом от 17 декабря 2007 г. N 333 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей».
    2. Постановление Правительства РФ от 28.07.2008 г. № 569 «Об утверждении Правил согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние...».
    3. РД 52.24.689 – 2006 г. «Порядок согласования проектов НДС».
    4. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) № 224 от 19.07.2007 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок».

  3. Проект НДС для предприятия

    Нормативы допустимых сбросов веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов) - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.

    Сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

  4. Проект НДС для проектируемого, строящегося, реконструируемого объекта

    Величины НДС разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций-водопользователей. Разработка величин НДС осуществляется как организацией-водопользователем, так и по его поручению проектной или научно-исследовательской организацией. Если фактический сброс действующей организации-водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается фактический сброс.

    Величины НДС проектируемых и строящихся (реконструируемых) организаций-водопользователей определяются в составе проектов строительства (реконструкции) этих организаций. Если при пересмотре или уточнении ранее установленного НДС окажется, что проектное значение сброса строящейся (реконструируемой) организации-водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается проектное значение сброса.

  5. Функциональное назначение проекта НДС

    В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, среди которых и нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

    Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

    За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

  6. Нормирование допустимых сбросов

    Нормирование качества воды состоит в установлении для воды водного объекта совокупности допустимых значений показателей ее состава и свойств, в пределах которых надежно обеспечивается здоровье населения, благоприятные условия водопользования и экологическое благополучие водного объекта.

    Нормы качества поверхностных вод устанавливаются для условий хозяйственно-питьевого, коммунально-бытового и рыбохозяйственного водопользования.

    1. К хозяйственно-питьевому водопользованию относится использование водных объектов или их участков в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также для водоснабжения предприятий пищевой промышленности.
    2. К коммунально-бытовому водопользованию относится использование водных объектов для купания, спорта и отдыха населения, а также иное использование водных объектов, находящихся в черте населенных мест.
    3. К рыбохозяйственному водопользованию относится использование водных объектов для обитания, размножения и миграции рыб и других водных организмов.

    Рыбохозяйственные водные объекты или их отдельные участки, используемые для воспроизводства, промысла и миграции рыб подразделяются на три категории.

    К высшей (особой) категории относятся места расположения нерестилищ, массового нагула и зимовальных ям особо ценных видов рыб и других промысловых водных организмов, а также охранные зоны хозяйств любого типа для искусственного разведения и выращивания рыб, других водных животных и растений.

    К первой категории относятся водные объекты, используемые для сохранения и воспроизводства ценных видов рыб, обладающих высокой чувствительностью к содержанию кислорода.

    Ко второй категории относятся водные объекты, используемые для других рыбохозяйственных целей.

    Виды использования водного объекта в пределах области, республики определяются органами Министерства природных ресурсов совместно с органами Минздрава и Минрыбхоза и утверждаются местными администрациями. На пограничных между территориально - административными единицами водных объектах вид водопользования устанавливается совместным решением соответствующих органов.

    НОРМЫ КАЧЕСТВА ВОДЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ включают:

    1. общие требования к составу и свойствам поверхностных вод для различных видов водопользования;
    2. перечень предельно-допустимых концентраций (ПДК) нормированных веществ в воде водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых нужд населения;
    3. перечень предельно-допустимых концентраций (ПДК) нормированных веществ в воде водных объектов, используемых в рыбохозяйственных целях.

    Перечни нормированных веществ и величины их ПДК в воде водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых нужд населения, утверждаются Минздравом, для рыбохозяйственных целей - Минрыбхозом России.

    В случае одновременного использования водно¬го объекта или его участка для различных нужд населения и народно¬го хозяйства к составу и свойствам воды предъявляются наиболее жесткие нормы из числа установленных.

    Если в водном объекте под воздействием природных факторов по отдельным веществам превышается ПДК, то для этих водных объектов могут разрабатываться в установленном порядке региональные нормы качества воды.

    Для всех нормированных веществ при рыбохозяйственном водопользовании и для веществ относящихся к 1 и 2 классам опасности при хозяйственно-питьевом и коммунально-бытовом водопользовании, при поступлении в водные объекты нескольких веществ с одинаковым лимитирующим признаком вредности и с учетом примесей, поступающих в водный объект от вышерасположенных источников, сумма отношений концентраций (C1, C2 .... Cn) каждого из веществ в контрольном створе к соответствующим ПДК не должна превышать единицы:


    Сброс возвратных (сточных) вод в водные объекты является одним из видов специального водопользования и осуществляется на основании разрешений, выдаваемых в установленном порядке органами МПР по согласованию с органами Государственного санитарного надзора, и с учетом требований рыбного хозяйства.

    Условия отведения сточных вод в водные объекты определяется с учетом:

    1. степени смешения (кратности разбавления) сточных вод с водой водного объекта на расстоянии от места выпуска сточных вод до ближайшего контрольного створа водопользования;
    2. фонового состава и свойств воды водных объектов в местах выпуска сточных вод.

    Нормативы допустимых сбросов вредных веществ устанавливаются по каждому источнику загрязнения.

    На основании расчетов для каждого выпуска сточных вод устанавливается нормативы допустимых сбросов (НДС) веществ, исходя из условий недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в установленном контрольном створе или на участке водного объекта с учетом его целевого использования, а при превышении ПДК в контрольном створе – исходя из условия сохранения (не ухудшения) состава и свойств воды в водных объектах, сформировавшихся под влиянием природных факторов.

    Сброс сточных, сбросных и дренажных вод в черте населенного пункта допускается в исключительных случаях на основании разрешении, выдаваемых органами МПР и согласованных с органами государственного санитарного надзора. В этих случаях нормативные требования, установленные к составу и свойствам воды водных объектов, должны относиться к самим сбрасываемым водам.

    При сбросе сточных вод в водные объекты, используемые для хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых целей, нормы качества воды водных объектов или ее природный состав и свойства, в случае превышения этих норм, должны выдерживаться в водотоках на участке в один километр выше ближайшего по течению пункта водопользования, а в водоемах – на акватории в радиусе одного километра от пункта водопользования.

    При сбросе сточных вод в водные объекты, используемые для рыбохозяйственных целей, нормы качества воды в них или ее природный состав и свойства, в случае превышения этих норм, должны соблюдаться в пределах всего рыбохозяйственного участка, начиная с контрольного створа, определяемого в каждом конкретном случае территориальным (бассейновым) органом федерального органа управления использования и охраны рыбных ресурсов, но не далее 500 метров от места сброса сточных вод.

    При сбросе сточных вод в водный объект через выпуски с рассеивающими оголовками, нормативные требования к составу и свойствам воды водного объекта должны обеспечиваться в створе начального разбавления выпуска сточных вод.

    При установлении НДС расчетный расход сбрасываемых сточных вод принимается как максимальный среднечасовой за фактический период сброса возвратных (сточных) вод.

    При определении кратности разбавления сбрасываемых вод водой водотока в контрольном створе водопользования принимаются следующие расчетные условия:

    1. для незарегулированных водотоков – расчетный минимальный среднемесячный расход воды года 95%-ной обеспеченности;
    2. для зарегулированных водотоков – установленный гарантированный расход ниже плотины (санитарный попуск) с учетом исключения возможных обратных течений в нижнем бьефе.

    Кроме того, учитывается:

    1. кратчайшее расстояние и минимальная скорость течения на участке от места выпуска сточных вод до контрольного створа (границы участка водопользования);
    2. наименее благоприятный режим, определяемый путем сопоставления расчетов для волнового воздействия, условий сработки и наполнения водохранилищ при открытом и подледном режиме;
    3. фоновая концентрация загрязняющих веществ в водных объектах в местах выпуска сточных вод.

    Данные о гидрологическом режиме и природных фоновых концентрациях нормируемых показателей вод водного объекта могут быть получены в Росгидромете и его территориальных органах при наличии наблюдений на водных объектах. При отсутствии наблюдений водопользователь с целью получения указанных данных должен организовать проведение специальных наблюдений с привлечением научных и проектных организаций, имеющих лицензию на проведение этих работ.

  7. Проект Нормативов допустимых сбросов действующего и проектируемого объекта

    «Величины НДС разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций-водопользователей (приложения 1, 2).

    Разработка величин НДС осуществляется как организацией-водопользователем, так и по его поручению проектной или научно-исследовательской организацией. Если фактический сброс действующей организации-водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается фактический сброс <*>.

    <*> За исключением показателей, значения которых возрастают после биологической очистки (например, нитриты и нитраты).

    Величины НДС проектируемых и строящихся (реконструируемых) организаций-водопользователей определяются в составе проектов строительства (реконструкции) этих организаций. Если при пересмотре или уточнении ранее установленного НДС окажется, что проектное значение сброса строящейся (реконструируемой) организации-водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается проектное значение сброса.

  8. Примерная структура проекта нормативов допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов

    Состав и форма представления проекта НДС определяется Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

    Итоговыми материалами расчета НДС в водные объекты являются сводный том с обосновывающими материалами - пояснительной запиской и приложениями к ней.

    Пояснительная записка содержит краткое изложение основных этапов выполнения расчета НДС, описание методического обоснования подходов и алгоритма расчетов, использованных при определении численных значений НДС (если они отличаются от приведенных в настоящей методике) и приложений к ней.

    Примерный состав пояснительной записки:

    1. Введение. Во введении приводится перечень основных документов, на основании которых разработан проект нормативов НДС.
    2. Общие сведения о предприятии. В этом разделе приводят:
      • Вид основной деятельности; количество промышленных площадок и места их расположения; численность сотрудников;
      • Перечень структурных подразделений, основных и вспомогательных производств, цехов, участков;
      • Основные производственные показатели работы, объем выпускаемой продукции в фактическом выражении;
      • Реквизиты учредительных и земельных документов;
      • Размер площади землепользования: застройки, общей, озеленения, СЗЗ;
      • Здания и сооружения, расположенные на промышленных площадках;
      • Арендаторы, их названия, юридические адреса, род их деятельности, численность работающих; при наличии более пяти арендаторов сведения о них выделяются в отдельный раздел «Сведения об арендаторах».

    В состав раздела обычно входит карта-схема района размещения предприятия с указанием на ней границ водоохраной зоны карта-схема предприятия с расположением зданий и сооружений.

    3. Характеристика современного состояния водного объекта. В разделе указывается гидрологическая и гидрохимическая характеристика водного объекта на участке существующего или проектируемого выпуска сточных вод, данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта после сброса сточных вод, данные о величинах фоновых концентраций, принятых для расчета НДС, их обоснование.

    Качественные и количественные показатели состояния поверхностных вод приводятся в створе водозабора и выше выпуска сточных вод и представляются в форме таблицы.

    Участок реки, створ

    Год

    Расход воды, м?/сут.

    Загрязняющее вещество

    Степень загрязненности (превышение ПДК)

    Источники загрязнения, расположенные выше по течению

    1

    2

    3

    4

    5

    6

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     



    Если створ, расположенный выше выпуска, находится в зоне влияния другого выпуска этого же предприятия или выпуска соседнего предприятия, то необходимо выполнить расчет пространственного распространения сточных вод от этого выпуска или запросить соответствующий расчет у соседнего предприятия.

    4. Характеристика предприятия как источника загрязнения. В этом разделе приводятся:

    • Данные о технологических процессах, в результате которых образуются сточные воды;
    • Данные о составе очистных сооружений;
    • Данные об эффективности очистки;
    • Данные о соответствии работы очистных сооружений проектным характеристикам;
    • Данные о расходе сточных вод и фактической концентрации загрязняющих веществ в сточных водах на момент разработки НДС.

    Также желательно привести:

    • Баланс водопотребления и водоотведения;
    • Схему водопотребления и водоотведения;
    • Анализ перспективного развития предприятия.

    Баланс водопотребления и водоотведения приводится в форме таблице, представленной ниже:

    Производство

    Водопотребление, тыс. м?/сут.

    Водоотведение, тыс. м?/сут.

    Всего

    На производственные нужды

    На хозяйственно-бытовые нужды

    Всего

    Объем сточной воды, используемой повторно

    Производственные сточные воды

    Хозяйственно-бытовые сточные воды

    Безвозвратное потребленме

    Свежая вода

    Оборотная вода

    Повторно используемая вода

    Всего

    в т.ч. питьевого качества

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Приложения к пояснительной записке содержат общую информацию по исходным данным для расчета НДС, графические, расчетные и иные обосновывающие материалы, таблицы количественных значений НДС по всем нормируемым показателям, с указанием нормативов качества воды водного объекта и экологически допустимых уровней (ЭДУ) воздействия.

    Произ-
    водство

    Водопотребление, тыс. м?/сут.

    Водоотведение, тыс. м?/сут.

    Всего

    На производственные нужды

    На хозяйст-
    венно-
    бытовые
    нужды

    Всего

    Объем
    сточной
    воды,
    используемой
    повторно

    Производст-
    венные
    сточные
    воды

    Хозяйственно-бытовые
    сточные
    воды

    Безвозвратное
    потребление

    Свежая вода

    Оборотная
    вода

    Повторно используемая
    вода

    Всего

    в т.ч.
    питьевого качества

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


  9. Порядок разработки и утверждения проекта нормативов допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов

    Величины НДС рассчитываются для отдельных водопользователей. Установление НДС осуществляется в порядке, предусмотренном постановлением правительства РФ т 23 июля 2007 г. № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей».

    В соответствии с п.2 постановления Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» приказом МПР России от 17.12.2007 г. № 333 утверждена методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей.

    Величины НДС определяются исходя из нормативов качества воды водного объекта. Если нормативы качества воды в водных объектах не могут быть достигнуты из-за воздействия природных факторов, не поддающихся регулированию, то величины НДС определяются исходя из условий соблюдения в контрольном пункте сформировавшегося природного фонового качества воды.

    Расчетная величина норматива допустимого сброса тесно связана с числовым значением норматива качества вод водных объектов. Нормативы качества воды разрабатываются для условий питьевого, хозяйственно-бытового и рыбохозяйственного водопользования, определяемых в соответствии с действующим законодательством.

    Нормативы качества включают:

    1. общие требования к составу и свойствам поверхностных вод для различных видов водопользования;
    2. перечень предельно-допустимых концентраций (ПДК) веществ в воде водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водопользования;

    Перечень ПДК веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения.

    При сбросе сточных вод или других видах хозяйственной деятельности, влияющих на состояние водных объектов, используемых для питьевых и хозяйственно-бытовых целей, нормативы качества вод или их природный состав и свойства выдерживаются на водотоках, начиная со створа, расположенного на 1 км выше ближайшего по течению пункта водопользования (водозабор для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, места купания, организованного отдыха, территория населенного пункта и т.п. вплоть до самого места водопользования), а на водоемах – на акватории в радиусе 1 км от пункта водопользования. В водохранилищах и в нижнем бьефе плотины гидроэлектростанции, работающей в резко переменном режиме, учитывается возможность воздействия на пункты водопользования обратного течения при резкой смене режима работы электростанции или прекращении ее работы.

    При сбросе сточных вод или других видах хозяйственной деятельности, влияющих на состояние водных объектов рыбохозяйственного значения, нормативы качества поверхностных вод или их природные состав и свойства (в случае природного превышения этих нормативов) соблюдаются на протяжении всего участка водопользования, начиная с контрольного створа, но не далее, чем 500 м от места сброса сточных вод или расположения других источников загрязнения поверхностных вод (мест добычи полезных ископаемых, производства работ на водном объекте и т.п.).

    В случае одновременного использования водного объекта или его участка для различных нужд для состава и свойств его вод принимаются наиболее жесткие нормы качества воды из числа установленных.

    Для веществ, относящихся к 1-му и 2-му классам опасности при всех видах водопользования, НДС определяются так, чтобы для веществ с одинаковым лимитирующим признаком вредности (ЛПВ), содержащихся в воде водного объекта, сумма отношений концентраций каждого вещества к соответствующим ПДК не превышала 1. Для сбросов сточных вод в черте населенного пункта НДС определяются исходя из отнесения нормативных требований к составу и свойствам воды водных объектов к самим сточным водам. При сбросе сточных вод в водный объект через рассеивающие выпуски, гарантирующие необходимое смешение и разбавление сбрасываемых вод, нормативные требования к составу и свойствам воды должны обеспечиваться в створе начального разбавления рассеивающего выпуска.

    Если фоновая загрязненность водного объекта по каким-либо показателям не позволяет обеспечить нормативное качество воды в контрольном пункте, то НДС по этим показателям разрабатываются исходя из отнесения нормативных требований к составу и свойствам воды водных объектов к самим сточным водам. Для тех веществ, для которых нормируется приращение к природному естественному фону, НДС определяются с учетом этих допустимых приращений к природному фоновому качеству воды. В числе естественных факторов, формирующих качество воды, рассматриваются факторы, не входящие в хозяйственное звено круговорота воды, включающее возвратные воды всех видов (сточные сбросные и дренажные).

    При сбросе теплообменных вод ТЭС, АЭС и других подобных объектов НДС разрабатываются на уровне концентраций нормированных веществ в воде водного объекта в месте забора (при условии водопользования одним водным объектом) или соблюдения в сточных водах нормативов качества воды для вида водопользования, установленного на рассматриваемом участке водного объекта – приемника сточных вод.

    Величины НДС разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций-водопользователей. Разработка величин НДС осуществляется как организацией водопользователем, так и по его поручению проектной или научно-исследовательской организацией. Если фактический сброс действующей организации-водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается фактический сброс, за исключением показателей, значения которых возрастают после биологической очистки (например, нитриты и нитраты).

    Перечень нормируемых веществ формируется на основе исходной информации об использовании веществ на конкретном предприятии и анализе данных о качестве исходной сточной воды. Фактическое содержание загрязняющих веществ в сточных водах определяется как среднеарифметическое значение концентрации за год. При разработке НДС перерасчет массы вещества, сбрасываемого в час (г/час), на массу вещества, сбрасываемого в месяц (т/мес), производится умножением допустимых концентраций вещества на объем сточных вод за соответствующий период.

    НДС разрабатываются на 5 лет. Пересмотр и уточнение НДС осуществляется до истечения срока их действия, в следующих случаях:

    1. При изменении более, чем на 20% показателей, определяющих водохозяйственную обстановку на водном объекте (появление новых и изменение параметров существующих сбросов сточных вод и водозаборов, изменение расчетных расходов водотока, фоновой концентрации и др.);
    2. При изменении технологии производства, методов очистки сточных вод, параметров сброса;
    3. При утверждении в установленном порядке нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

    Пересмотр и уточнение ранее утвержденных НДС может быть произведен как одновременно для совокупности водопользователей, расположенных в бассейне водного объекта в пределах водохозяйственного участка, так и индивидуально, для каждого отдельного водопользователя (отдельного выпуска).

    Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, представляемые на утверждение, должны содержать форму, утвержденную приказом МПР России от 17.12.2007 г. № 333, и пояснительную записку, содержащую информацию о водном объекте, об образовании, очистке сточных вод и расчет НДС.

    Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов
    в водные объекты, представляемые на утверждение
    (с оборотом)

    Согласовано                                                                              Утверждаю
    Федеральная служба                                                                Федеральное агентство
    по гидрометеорологии                                                              водных ресурсов
    и мониторингу окружающей среды
    _________________________________                              ________________________________
    (должностное лицо)                                                                    (должностное лицо)
    М.П.        "__" _______ 200_ г.       ___________                  М.П.         "__" ____ 200_ г.               _________
                                                                     (подпись)                                                                                      (подпись)

    Федеральная служба по надзору
    в сфере защиты прав потребителей
    и благополучия человека


    _______________________________________
    (должностное лицо)


    М.П.   "__" _______ 200_ г. ___________
                                                          (подпись)

    Государственный комитет
    Российской Федерации по рыболовству

    _______________________________________
    (должностное лицо)
    М.П.   "__" _______ 200_ г. ___________
                                                           (подпись)

    Федеральная служба по экологическому,
    технологическому и атомному надзору


    _______________________________________
    (должностное лицо)
    М.П.   "__" _______ 200_ г. ___________
                                                         (подпись)

    Норматив(ы) допустимого сброса

    в ______________________________________________________________
    (наименование водного объекта и водохозяйственного участка)

    Рег. N ____________________________________________________________________

    1. Реквизиты водопользователя:
    Адрес: ____________________________________________________________________
    ИНН: _____________________________________________________________________

    Ф.И.О. и телефон должностного лица, ответственного за водопользование,  его
    должность _________________________________________________________________

    2. Цели использования водного объекта _________________________________________

    3. Место сброса сточных и (или) дренажных вод  (географические  координаты)
    __________________________________________________________________________

    4. Категория сточных вод _____________________________________________________

    5. Утвержденный расход сточных вод для установления НДС ____________ м3/час

    6. Утвержденный норматив допустимого сброса веществ и микроорганизмов.

    6.1. Утвержденный норматив  допустимого  сброса  веществ  в  водный  объект
    (сброс веществ, не указанных ниже, запрещен).

    Наименование выпуска:

    N
    п/п

    Наименование
    веществ  

    Класс 
    опасности

    Допустимая
    концентрация
    мг/дм3  

    Утвержденный норматив допустимого сброса       
    веществ                         

    январь 

    февраль

    март  

    апрель 

    май  

    г/ч

    т/мес

    г/ч

    т/мес

    г/ч

    т/мес

    г/ч

    т/мес

    г/ч

    т/мес

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


    Утвержденный норматив допустимого сброса веществ

    Утвержденный
    норматив  
    допустимого
    сброса   
    веществ <*>

    июнь  

    июль  

    август 

    сентябрь

    октябрь

    ноябрь

    декабрь

    г/ч

    т/мес.

    г/ч

    т/мес.

    г/ч

    т/мес.

    г/ч

    т/мес.

    г/ч

    т/мес.

    г/ч

    т/мес.

    г/ч

    т/мес.

    т/год

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    23

    24

    25

    26

    27

    28

    29

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    <*> Перерасчет в т/год производится суммированием т/мес.

    6.2.  Утвержденный норматив допустимого  сброса  микроорганизмов  в  водный
    объект.

    Наименование выпуска:

    7. Утвержденные свойства сточных вод:


    п/п

    Показатели по видам
    микроорганизмов 

    Допустимое 
    содержание 
    (КОЕ/100 мл,
    БОЕ/100 мл) 

    Утвержденный допустимый
    норматив сброса
    микроорганизмов

    ед./час

    1

    2

    3

    4


    не допускаются
    1) плавающие примеси (вещества)___________________________________
    2) окраска ______________________ 3) запахи, привкусы ________________
    6,5 - 8,5
    4) температура (°C) _____________ 5) реакция (pH) _____________________
    не более 1000                             4 - 6 мг/дм3
    6) коли-индекс_____________ 7) растворенный кислород _________________
    8) ХПК __________________________ 9) БПК      ________________________
    полн.
    10) минерализация _________________________________________________

    8. Наименование и адрес организации, разработавшей проект НДС __________


    9. Информация о водном объекте,  об  образовании,  очистке  сточных  вод  и
    расчет НДС (приложение):

    • гидрологическая  и  гидрохимическая  характеристика  водного объекта на
      участке существующего или проектируемого выпуска сточных вод;
    • данные  о  технологических  процессах,  в результате которых образуются
      сточные воды;
    • данные о составе очистных сооружений;
      данные об эффективности очистки;
    • данные    о   соответствии   работы   очистных   сооружений   проектным
      характеристикам;
    • данные  о  расходе  сточных вод и фактической концентрации загрязняющих
      веществ в сточных водах на момент разработки НДС;
    • данные  о  качестве  воды  в  контрольном  створе водного объекта после
      сброса сточных вод;
    • данные  о  величинах фоновых концентраций, принятых для расчета НДС, их
      обоснование;
    • расчет НДС.

    Руководитель организации ___________      _________________________________
    (водопользователь)     (подпись)                    (Ф.И.О.)
    М.П.  "__" ______________ 200_ г.

    НДС утвержден "__" _________ 200_ г. на срок до "__" ______________ 200_ г.

  10. Ответственность за несоблюдение действующего законодательства

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Статья 18 п.5. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.

КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Статья 8.13. Нарушение правил охраны водных объектов

  1. Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
    (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
  2. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
    (в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
  3. Незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов -
    (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)
    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
    (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
  4. Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, -
    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
    (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
  5. Загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах -
    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
    (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Статья 8.14. Нарушение правил водопользования

  1. Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты -
    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
    (в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
  2. Нарушение условий разрешения (лицензии) на водопользование при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении промыслового рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений -
    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
    (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Статья 8.15. Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств

Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

«УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ» от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ

Глава 26. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, -наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

Статья 250. Загрязнение вод

  1. Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, - наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
    (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
  2. Те же деяния, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, -
    наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
    (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
  3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, -
    наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.
    (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)