Центр экологической информации
Untitled Document

Общедоступная серия Интеграл

Проекты -> ОВОС -> ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ ОБ ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ ОБ ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (проект ОВОС)

  1. Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха», 04.05.1999г № 96-ФЗ.
  2. ГОСТ 17.0.0.01-76. Система стандартов области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. Основные положения.
  3. ГОСТ 17.2.1.01-76. Атмосфера. Классификация выбросов по составу.
  4. ГОСТ 17.2.1.04-77. Охрана природы. Атмосфера. Метрологические аспекты загрязнения и промышленные выбросы. Основные термины и определения.
  5. ГОСТ 17.2.3.02-78. Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями. М., Издательство стандартов, 1979, 14 с.
  6. ГОСТ 17.2.4.02-81. Охрана природы. Атмосфера. Общие требования к методам определения загрязняющих веществ.
  7. ГОСТ. 17.2.3.01-78. Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов. Введен с 01.01.79 г. Издательство стандартов, 1979, 4 с.
  8. СНиП 2.01.01-82. Строительная климатология и геофизика.
  9. ОНД-86. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. Госкомгидромет, Л., Гидрометеоиздат, 1987.
  10. ОНД-90. Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы. Часть 1.Санкт-Петербург, ВНИИОПЗД, 1991. 98 с.
  11. РД 50-210-80. Методические указания по внедрению ГОСТ 17.2.3.02-78. Охрана природы. Атмосфера. Правила установления ПДВ вредных веществ промышленными предприятиями.
  12. РД 52.04.52-85. Руководящий документ. Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях. Новосибирск, 1986. Ленинград, 1987.
  13. Рекомендации по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятий. М., 1999.
  14. Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух. Санкт-Петербург, “Интеграл”, 2000.
  15. Сборник методик по расчету выбросов в атмосферу загрязняющих веществ различными производствами. Гидрометеоиздат, 1999.
  16. Типовая инструкция по организации системы контроля промышленных выбросов в атмосферу в отраслях промышленности. Новосибирск, 1987.
  17. Методы расчета выделения вредных веществ в атмосферный воздух технологическим оборудованием на предприятиях химической промышленности. М., Химия, 1999.
  18. Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий. НИИАТ, 1998.
  19. Перечень веществ, прошедших государственную регистрацию в Российском регистре потенциально опасных химических и биологических веществ. Москва, 2000.
  20. МУ 1.1.688-98. Организация и проведение санитарно-гигиенической паспортизации канцерогеноопасных производств. Москва, 1998.
  21. ГН 2.1.6.789-99. ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Москва, 2000.
  22. ГН 2.1.6.790-99. ОБУВ загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Москва, 2000.
  23. МУ 2.1.6.792-99. Выбор базовых показателей для социально-гигиенического мониторинга (атмосферный воздух населенных мест). Москва, 2000.
  24. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Москва, 2003.
  25. ГН 1.1.701-98. Гигиенические критерии для обоснования необходимости разработки ПДК, ОБУВ (ОДУ) вредных веществ в воздухе рабочей зоны, атмосферном воздухе населенных мест, воде водных объектов. Москва, 1998.
  26. СанПиН 2.1.6.983-00. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. Москва, 2000.
  27. Агроклиматический справочник, М., 1967.
  28. Анненская Г. И., В. К. Жучкова, И. И. Мамай. Ландшафты Московской области. //Вестник МГУ, сер. география, 1982, №2.
  29. Гидрогеология СССР, т. 1, М.: Недра, 1966.
  30. Глазовская М. А. Ландшафтно-геохимические основы фонового мониторинга природной среды. М., 1989.
  31. Ефремов Д. И., Клюквин А. Н. Современное состояние и прогноз изменения гидрогеологических и инженерно-геологических условий в результате подтопления на территории Москвы //Инженерная геология и гидрогеология Москвы. М., 1989.
  32. Кораблева Л. И. Почвы Московской области и повышение их плодородия. М.: Московский рабочий, 1974.
  33. Максименко Ю. Л., Горкина И. Д. Оценка воздействия на окружающую среду. Пособие для практиков. М., РЭФИА, 1996.
  34. Методические рекомендации к сводной легенде. Московская и Брянско-Воронежская серии //Геологический фонд РФ, 1978.
  35. Мячкова Н. А., Сорокина В. Н. Климат Московской области, М., МГУ, 1991.
  36. Научно-прикладной справочник по климату СССР. Сер. 3, вып. 8. Л., Гидрометеоиздат, 1990.
  37. Растительность Московской области. Масштаб 1:250000. Пояснительный текст и легенда к карте. //МГУ им. М. В. Ломоносова, М., 1996. СНиП 2.04.03-85. Канализация. Наружные сети и сооружения. М. ЦИТП Госстроя СССР, 1986, 72 с.
  38. Лапшев Н. П. Расчеты выпусков сточных вод. М. Стройиздат. 1977, 86 с.
  39. Родзиллер И. Д. Прогноз качества воды водоемов-приемников сточных вод. М. Стройиздат, 1984, 262 с.
  40. Временные рекомендации по проектированию сооружений для очистки поверхностного стока с территорий промышленных предприятий и расчету условий выпуска его в водные объекты. (ВНИИВОДГЕО).
  41. Временные рекомендации по предотвращению загрязнения вод поверхностным стоком с городской территории (дождевыми, талыми, поливо-моечными водами). Утверждены Минводхозом СССР от 30.12.75 г.
  42. Лихачев Н. И., Ларин И. И., Хаскин С. А. и др. Канализация населенных мест и промышленных предприятий. Справочник проектировщика. М. Стройиздат, 1981, 285 с.
  43. Львов В. А., Ладыженский В. Р., Кузин А. К. и др. Справочник по охране водных ресурсов. Киев. Урожай, 1989, 176 с.
  44. Методика расчетов предельно допустимых сбросов (ПДС) веществ в водные объекты со сточными водами. ВНИИВО Госкомприроды СССР, г. Харьков, 1990 г.
  45. Обобщенный перечень ПДК и ориентировочно-безопасных уровней воздействия (ОБУВ) вредных веществ в воде рыбохозяйственных водоемов. 1999 г.
  46. Правила приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов. М., Минжилкомхоз РСФСР, 1988.
  47. Правила охраны поверхностных вод. 1991 г.
  48. Закон РФ «Об охране окружающей среды».
  49. Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-бытового и культурно-бытового водопользования. ГН 2.1.5.689-00. М. Минздрав России, 2000.
  50. Ориентировочные допустимые уровни (ОДУ) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. ГН М., Минздрав России, 2000.
  51. Новиков Ю. В., Ласточкина К. О., Болдина З. Н. Методы исследования качества воды водоемов. М. Медицина, 1990, 400 с.
  52. СанПиН 2.1.5.980-00. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов.
  53. СанПиН 2.1.4.559-96. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества.
  54. СанПиН 2.1.4.027-95. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения.
  55. СанПиН 3.2.5.689-96. Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации.
  56. ГН 2.1.5.689-98. Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования.
  57. ГН 2.1.5.690-98. Ориентировочные допустимые уровни (ОДУ) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования.
  58. Предельно допустимые концентрации (ПДК) и ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) вредных веществ для воды рыбохозяйственных водоемов. Дополнения № 2, 3 к перечню, утвержденному приказом Роскомрыболовства № 100 от 28.06.95 г. 1998 г.
  59. СанПиН 2.1.4.544-96. Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников.
  60. МУ 2.1.4.682-97. Методические указания по внедрению и применению СанПиН 2.1.4.559-96 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
  61. СанПиН 2.1.2.568-96. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды плавательных бассейнов.
  62. МУ 2.1.4.783-99. Гигиеническая оценка материалов, реагентов, оборудования, технологий, используемых в системах водоснабжения.
  63. «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.91 М 2060-1
  64. «О недрах» от 21.02.92 М 2395-1
  65. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19.04.91.
  66. СМ РСФСР от 12.06.84 М 250 «Об утилизации, обезвреживании и захоронении токсичных промышленных отходов»
  67. Минздрав СССР, Минводхоз СССР, Мингео СССР. Предельное количество накопления токсичных промышленных отходов на территории предприятия (организации). М., 1985 г.
  68. Минздрав СССР. Порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов (санитарные правила). Минздрав СССР, 1985 г.
  69. Минприрода РФ «Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации». М., 1994 г.
  70. Минздрав СССР, ГКНТ СССР. Временный классификатор токсичных промышленных отходов. МЗ СССР, 1987 г.
  71. Инструкция о порядке проведения единовременного учета, наличия образования и использования твердых отходов производства и потребления и источников (технологических процессов) образования твердых отходов. Утверждена ЦСУ СССР и Госснабом СССР 04/082-018/2-6.
  72. ГОСТ 25916-83. Ресурсы материальные вторичные. Термины и определения.
  73. Сборник нормативно - методических документов по безопасному обращению с отходами производства и потребления. С.-Петербург, 1999 г.
  74. Сборник удельных показателей образования отходов производства и потребления. М. 1999 г.
  75. Постановление Правительства РФ от 03.08.92 г. М 545 «Об утверждении порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов использования природных ресурсов».
  76. ГОСТ 12.1.007-76. «Классификация и общие требования безопасности».
  77. ГОСТ 17.4.1.02-83. «Охрана природы. Почвы. Классификация промышленных веществ для контроля загрязнения».
  78. ГОСТ 17.5.3.04-83. «Почвы. Общие требования к контролю и охране от загрязнений».
  79. ГОСТ 2.2235. «Правила перевозки грузов».
  80. Санитарные правила устройства и содержания полигона для твердых бытовых отходов. Москва, 1983, Минздрав СССР. СНиП 2.01.28-85 «Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию» Москва. 1985, Госстрой СССР.
  81. СанПиН 42-128-4433-87 «Санитарные нормы допустимых концентраций химических веществ в почве» Москва. 1988, Минздрав СССР.
  82. СанПиН 6229-91 « Перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) и ОДК химических веществ в почве». Москва. 1991, Минздрав СССР.
  83. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». Москва. 1988, Минздрав СССР.
  84. «Санитарные правила по сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке вторсырья». Москва. 1982, Минздрав СССР.
  85. Санитарные правила проектирования, строительства и эксплуатации полигонов захоронения неутилизируемых промышленных отходов» Москва. 1986, Минздрав СССР.
  86. Методические указания по оценке степени опасности загрязнения почвы химическими веществами. Москва. 1987, Минздрав СССР.
  87. Методика по оценке экономической эффективности использования твердых отходов производства и потребления.
  88. Методические указания по контролю за реализацией мероприятий, направленных на санитарную охрану окружающей среды от загрязнения отходами промышленных предприятий. Москва. 1985, Минздрав СССР.
  89. Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления.
  90. Постановление Правительства РФ от 28.02.96 № 216 «О первоочередных мероприятиях в 1996-1998 гг. по решению проблем отходов РФ».
  91. Постановление Правительства РФ от 13.09.96 № 109 «О федеральной целевой программе «Отходы».
  92. Закон Московской области «О правилах по обеспечению благоустройства и порядка на территории Московской области» (принят решением Московской областной Думы 27.09.95 № 13/66).
  93. Распоряжение Администрации Московской области от 17.12.95 № 819-р «О программе первоочередных мероприятий по реализации стратегии управления твердыми бытовыми отходами в Московской области».
  94. Справочные материалы по удельным показателям образования важнейших видов отходов производства и потребления. НИЦПУРО, 1996.
  95. Укрупненные нормативы образования отходов производства потребления на автомобильном транспорте, Гипроавтотранс, Москва, 1996 г.
  96. Постановление Правительства Московской области от 22.01.96 № 5 «О региональной программе развития централизованной переработки и размещения промышленных отходов».
  97. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. ППБ-01-93
  98. Санитарные правила при работе с ртутью, ее соединениями и приборами с ртутными наполнителями.
  99. СНиП 2.07.01-89 Строительные нормы и правила. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Москва 1989 г.
  100. Аттестация рабочих мест, М., Альфа-Композит, 1998 г.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (проект ОВОС):

  • оценка состояния окружающей среды (проект ОВОС) до реализации проектных решений, то есть определение исходных характеристик и параметров компонентов окружающей среды, которые могут быть затронуты в процессе хозяйственной деятельности;
  • выявление основных факторов и видов негативного воздействия в связи с реализацией планируемой деятельности: загрязнение атмосферного воздуха, акустическое воздействие, воздействие на геологическую среду, загрязнение поверхностных и подземных вод, загрязнение почв, общее экологическое воздействие;
  • обоснование показателей предельно допустимого воздействия и правил природопользования, исходя из лимитирующих экологических факторов намечаемого вида деятельности. Нормативы и правила должны обеспечить устойчивое развитие биогеоценозов в рамках природноизмененных геосистем;
  • разработка рекомендаций и мероприятий по ограничению или нейтрализации всех основных видов воздействий с учетом современных достижений в этой области, использования ресурсосберегающих технологий, систем защиты окружающей среды и т.п.

Для решения поставленных задач и создания тома оценки воздействия на окружающую среду (проект ОВОС) проводится комплекс экологических исследований по оценке воздействия намечаемого объекта на компоненты окружающей среды, а именно:

  • оценка возможного загрязнения атмосферного воздуха;
  • оценка акустического воздействия;
  • оценка влияния намечаемой деятельности на поверхностные и подземные воды;
  • оценка возможного воздействия на почвенный и растительный покров;
  • оценка рекреационного воздействия на прилегающие территории;
  • разработка природоохранных мероприятий, способствующих снижению негативных последствий.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ РАЗДЕЛА
«ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ» (проект ОВОС) И ПОЛУЧЕНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ (ГЭЭ):

  1. Информация об объекте (что будет строиться на отводимом участке, как будет осуществляться водоснабжение, канализование, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, отвод ливневых сточных вод; наличие зеленых насаждений на участке, наличие временных построек или жилых домов на участке, расстояние до ближайшей жилой застройки, наличие водоемов, рек, лесов скважин и т.п.)
  2. Предварительное согласование планируемой деятельности с Администрацией (письмо, распоряжение, постановление).
  3. Акт комиссии по выбору земельного участка под проектирование объекта.
  4. Градостроительная проработка на размещение объекта, согласованная на районном уровне.
  5. Распоряжение Главы города (района) «О согласовании места размещения объекта».
  6. Свидетельство о государственной регистрации права на аренду земельного участка для проектирования объекта (Договор аренды земельного участка).
  7. Заключение ЦГСЭН по отводу земельного участка под строительство.
  8. Заключение Государственного инспектора Гостехнадзора (Госприроднадзора) по выбору земельного участка.
  9. Справка ФГУП «Геоцентр-Москва» об отсутствии полезных ископаемых.
  10. Справка отдела культуры (города, района) об отсутствии памятников культуры на участке.
  11. Материалы по опросу общественного мнения по размещению объекта с гражданами и общественными организациями, согласованные с Администрацией.
  12. Письмо на имя начальника Гостехнадзора (Госприроднадзора) о рассмотрении и согласовании материалов выбора земельного участка с гарантией оплаты и с указанием всех реквизитов, в том числе ОКПО.
  13. При наличии зеленых насаждений на участке: Перечетная ведомость зеленых насаждений, произрастающих на отводимом участке (дендроплан) с указанием количества и породы деревьев, попадающих под снос, пересадку и сохранение.
  14. При наличии жилых домов, подлежащих сносу на испрашиваемом участке: Постановление Администрации о переселении граждан, Договора с жителями сносимых домов о переселении, акты приема-передачи жилого помещения, подлежащего сносу (с жителями).
  15. При размещении объекта в 1-м поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (ЗСО) – заключение Мособлводхоз, заключение ЦГСЭН в г. Москва, технические условия МГУП «Мосводоканал» на водоотведение.
  16. При размещении объекта во 2-м и 3-м поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (ЗСО) – заключение Мособлводхоз, заключение ЦГСЭН по Московской области, технические условия МГУП «Мосводоканал» на водоотведение.
  17. При размещении объекта в Государственном лесном фонде: Акт технического обследования лесных площадей Мослеспроект, Расчет потерь лесного хозяйства, Гарантийное письмо или договор о возмещении потерь лесного хозяйства, материалы обсуждения размещения с жителями и организациями.
  18. При размещении объекта на территории земель сельскохозяйственного назначения: заключение Министерства сельского хозяйства и продовольствия по МО, Расчет потерь с/х, Гарантийное письмо или договор о возмещении потерь с/х, материалы обсуждения размещения с жителями и организациями. При наличии зеленых насаждений необходим Акт обследования зеленых насаждений Мослеспроект.
  19. Для районов, являющихся источниками питьевого водоснабжения г. Москвы (Красногорский, Истринский, Волоколамский, Дубнинский и др.) необходимо согласование МособлЦГСЭН и Мособлводхоз.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ЭКСПЕРТИЗУ НА СТАДИИ ВЫБОРА ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

(проект «Оценка воздействия на окружающую среду» – проект ОВОС)

  • Раздел «Оценка воздействия на окружающую среду» (проект ОВОС) (в двух экземплярах - па бумажном и электронном носителях).
  • Решение органов местного самоуправления (постановление, распоряжение, письмо) - «о согласовании места размещения объекта» или «о выборе земельного участка».
  • Акт выбора земельного участка с проектом отвода, или градостроительная проработка размещения объекта - согласованные на районном уровне.
  • Ситуационный план места расположения объекта (М 1:10000, 1:2000) с указанием ближайшей жилой застройки.
  • Акт обследования земельного участка госинспектором Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Московской области.
  • Заключение органов госсанэпиднадзора района (города), в т.ч. заключение ЦГСЭН по Московской области представляется при отводе участков, расположенных во 2-м поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы.
  • Заключение Управления архитектуры и градостроительства.
  • Заключение ГУЛ МО «НИиПИ градостроительства» или НИиПИ «Генплана г. Москвы» (в случае, если размещение объекта не предусмотрено в действующей градостроительной документации).
  • Заключение комитета по земельным ресурсам и землеустройству - о категории и составе земель испрашиваемого участка (в случае, если категория земель -сельскохозяйственного назначения, необходима кадастровая оценка с/х земель в баллах).
  • Заключение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области (для земельных участков, выводимых из состава земель сельскохозяйственного назначения);
  • Заключение Министерства культуры Московской области (для участков, попадающих в зону влияния памятников историко-культурного наследия).
  • Справка ФГУП «Геоцентр-Москва» (для участков, расположенных вне границ населенных пунктов).
  • Экоаналитическое заключение ФГУ «СИАК по ЦР».
  • Заключение Отдела Водных ресурсов по Московской области МОБВУ но выбору
  • земельного участка (для участков, частично или полностью расположенных с водоохранных зонах водных объектов).
  • Материалы обсуждения объекта с гражданами и общественными организациями,
  • организованного органами местного самоуправления.
  • Архитектурно-планировочное задание и задание на проектирование.
  • Технические условия на подключение объекта к инженерным сетям.
  • Гигиенический сертификат, сертификат соответствия на очистные сооружения и схема очистных сооружений (в случае, если предусматривается очистка стоков проектируемого объекта на типовых очистных сооружениях}.

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РФ

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" (раздел XIII) заказчик намечаемой деятельности и разработчик обосновывающей документации по ее развитию несут ответственность за
2.1. Заказчик несет ответственность за:
(1) организацию и проведение ОВОС в процессе проектирования;
(2) учет и представление результатов ОВОС в составе предпроектной и проектной документации в государственные органы контроля;
(3) экологические и связанные с ними последствия реализации проектного замысла (при строительстве новых, реконструкции, расширении, техническом перевооружении, эксплуатации и ликвидации хозяйственных объектов и комплексов).
2.1.1. Заказчик обеспечивает финансирование всех процедур ОВОС и связанных с ними необходимых изысканий и исследований. Финансирование процедур ОВОС должно быть предусмотрено в сметах расходов на разработку предпроектной и проектной документации.
2.1.2. Заказчик обеспечивает организацию необходимых:
(1) контактов с государственными органами власти, управления и контроля;
(2) общественных слушаний проектного замысла.
2.1.3. Заказчик предоставляет разработчику (подрядчику) имеющуюся ретроспективную информацию об экологических и связанных с ними последствиях строительства и эксплуатации аналогичных действующих объектов, собранную посредством отраслевого мониторинга, анализа медико-географической обстановки и послепроектного экологического анализа.
2.1.4. Заказчик представляет результаты проведения ОВОС в составе предпроектной и проектной документации на государственную экспертизу, в том числе экологическую.
2.1.5. Заказчик отвечает за обеспечение выполнения при реализации проектного замысла ( строительстве и эксплуатации) всех условий, полученных при рассмотрении результатов ОВОС.
2.2. Разработчик (подрядчик) предпроектной и проектной документации несет ответственность перед заказчиком за:
(1) соблюдение всех процедур ОВОС;
(2) достоверность, полноту и качество полученных результатов проведения ОВОС.
2.3. Организации и специалисты (субподрядчики), привлекаемые к проведению ОВОС, отвечают перед разработчиком (подрядчиком) за достоверность, полноту и качество предоставляемой информации.
2.4. Государственные органы контроля в области природопользования и охраны окружающей среды несут ответственность перед государственными органами власти и управления за своевременное, квалифицированное и объективное рассмотрение предпроектной и проектной документации, содержащей результаты проведения ОВОС.

Закон РФ «Об охране окружающей среды» (№ 7-ФЗ).
Ст. 52. Требования в области охраны окружающей среды при установлении защитных и охранных зон.
В целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особоохраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны. В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений – территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Закон РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (№ 52-ФЗ)
Ст. 11. Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия...

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
п. 2.6. Предприятия, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами. Санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который может быть источником химического, биологического или физического воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Кодекс РФ об административных правонарушениях (№ 195-ФЗ)
Ст. 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Ст. 8.1. Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
Ст. 8.4. Нарушение законодательства об экологической экспертизе 1. Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
2. Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Градостроительный кодекс Российской Федерации (№ 73-ФЗ – 1998 г.)
Ст. 10. Обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности соблюдения требований охраны окружающей природной среды, экологической безопасности и санитарных правил
1. Разработка градостроительной документации, строительство и реконструкция городских и сельских поселений, зданий, строений и сооружений должны осуществляться с соблюдением требований охраны окружающей природной среды, экологической безопасности и санитарных правил, с учетом состояния территорий городских и сельских поселений и ограничений в области экологической безопасности, установленных территориальными комплексными схемами охраны природы и природопользования, а также с учетом последствий вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и здоровье человека. При разработке градостроительной документации следует предусматривать мероприятия по охране окружающей природной среды, определенные заданием на разработку градостроительной документации.
2. В градостроительную документацию всех видов в соответствии с заданием на ее разработку включаются разделы об охране недр, окружающей природной среды, о рациональном использовании природных ресурсов …
3. Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков и иных объектов недвижимости при осуществлении градостроительной деятельности обязаны соблюдать требования охраны окружающей природной среды и экологической безопасности, предусмотренные градостроительной документацией, а также санитарные правила.
Ст. 28. Назначение и виды градостроительной документации
… 6. Градостроительная документация любого вида подлежит государственной экологической экспертизе в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе.
Ст. 29. Государственная экспертиза градостроительной документации
… 4. Заключение органа государственной экспертизы градостроительной и проектной документации должно быть основано на заключениях государственной экологической экспертизы…

Закон РФ «Об экологической экспертизе» (№ 174-ФЗ – 1995 г.)
Глава I. Общие положения
Ст. 1. Экологическая экспертиза
Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
Ст. 3. Принципы экологической экспертизы Экологическая экспертиза основывается на принципах: презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы; комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий; обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы; достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу; независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы; научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы; гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения; ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Ст. 4. Виды экологической экспертизы
В Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.
Глава III. Государственная экологическая экспертиза
Ст. 10. Государственная экологическая экспертиза Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.
Ст. 14. Порядок проведения государственной экологической экспертизы 1. Государственная экологическая экспертиза, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчикам материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представляемых материалов:
документации, подлежащей государственной экологической экспертизе … в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;
положительных заключений и (или) документов согласований органов федерального надзора и контроля и органов местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
… 4. Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта государственной экологической экспертизы, устанавливаемой в соответствии с нормативными документами федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, но не должен превышать 6 месяцев.
… 7. Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы…
Ст. 18. Заключение государственной экологической экспертизы
1. Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности…, и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы…
… 4. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также требованиям законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
5. Заключение государственной экологической экспертизы …может быть положительным или отрицательным.
Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу. Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы.
… 7. В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.
Глава IV. Права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы. Общественная экологическая экспертиза
Ст. 19. Права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы
1. Граждане и общественные организации (объединения) в области экологической экспертизы имеют право:
… выдвигать предложения о проведении в соответствии с настоящим Федеральным законом общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории;
Ст. 20. Общественная экологическая экспертиза
Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Ст. 22. Проведение общественной экологической экспертизы
1. Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней.
2. Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы. 3. Общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном настоящим Федеральным законом порядке, имеют право:
получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в объеме, установленном в пункте 1 статьи 14 настоящего Федерального закона;
знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;
участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы. Ст. 25. Заключение общественной экологической экспертизы
… 2. Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.
… 4. Заключения общественной экологической экспертизы могут публиковаться в средствах массовой информации, передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, заказчикам документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, и другим заинтересованным лицам. Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе
Ст. 30. Виды нарушений законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе
Нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами являются:
1) непредставление документации на экологическую экспертизу;
2) фальсификация материалов, сведений и данных, представляемых на экологическую экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения;
… 4) создание препятствий организации и проведению экологической экспертизы; 5) уклонение от представления специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы и общественным организациям (объединениям), организующим и проводящим экологическую экспертизу, необходимых материалов, сведений и данных;
6) реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
7) осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.
… Нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе банковскими организациями, их должностными лицами, иными юридическими лицами, а также гражданами являются финансирование и кредитование реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Ст. 31. Уголовная ответственность
Лица, виновные в совершении нарушения законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе или в нарушении, повлекшем за собой тяжкие прямые или косвенные экологические и иные последствия, несут уголовную ответственность в соответствии с Уголовным законодательством РФ.
Ст. 32. Административная ответственность
Лица, виновные в совершении нарушений… настоящего Федерального закона, если эти нарушения не влекут за собой уголовную ответственность, привлекаются к административной ответственности в соответствии Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (N 195-ФЗ - 2001 г.)

Закон РФ «Об охране окружающей среды» (№ 7-ФЗ )
Ст. 37. Требования в области охраны окружающей среды при строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов
1. Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений…должны осуществляться по утвержденным проектам, имеющим положительные заключения государственной экологической экспертизы, с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также санитарных и строительных требований, норм и правил;
2. Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов…, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды.
Ст. 32. Проведение оценки воздействия на окружающую среду 1.Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности
2. Оценка воздействия на окружающую среду проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений…

Статья из журнала "Экология и право", 28/01-2003 00:43

ЧТО ТАКОЕ ОВОС И КАК ЕГО ЧИТАТЬ

21 декабря 2002 г. в райцентре Ленинградской области, городе Всеволожске, состоялись общественные слушания по материалам «Оценки воздействия на окружающую среду» (ОВОС) проекта, по которому предполагается запустить здесь завод по выплавке первичного алюминия .

Большая часть присутствовавших предварительно ознакомилась с вынесенными на обсуждение материалами. Памятка «Что такое ОВОС и как его читать» была написана Полиной Агаханянц, Дмитрием Афиногеновым и Александром Карповым (Программа «ЭКОМ» СПб Общества естествоиспытателей) при участии Юлии Жуковой — как пояснение к материалам ОВОС, которые были доступны в двадцати библиотеках и волостных администрациях Всеволожского района.

Согласно Конституции Российской Федерации и другим нормам российского и международного права, каждый гражданин нашей страны имеет право получать правдивую и объективную экологическую информацию и участвовать в процессе принятия общественно значимых решений. К таким решениям относятся, среди прочих, решения о строительстве и размещении промышленных производств.

Право на участие в принятии решений реализуется через специально разработанные процедуры «общественного участия». Одной из таких процедур являются «общественные слушания». Чтобы такие слушания не стали просто трибуной, с которой выкрикивают свое эмоциональное отношение к обсуждаемому проекту, на них обсуждается конкретный документ — материалы «Оценки воздействия на окружающую среду» (ОВОС). Материалы ОВОС должны содержать информацию, необходимую для ответа на главный вопрос: «Можно или нельзя реализовать намечаемую хозяйственную деятельность?» (построить завод или дорогу, запустить производство, начать разработку карьера,
проложить нефтепровод и т.д.).

Место ОВОС в проектировании
Предприниматель (инвестор), прежде чем открыть любое производство, должен разработать проект и получить согласие органов местного самоуправления и региональных органов власти на размещение предприятия. Для этого он должен доказать населению и государству, что его проект, в частности: 1) является экономически выгодным для данного региона; 2) оптимально соответствует месту, в котором его предполагается разместить; 3) не содержит риска для окружающей среды и здоровья людей.

Проектирование состоит из трех обязательных этапов, результаты каждого из которых утверждаются властями:
I. Декларация (ходатайство) о намерениях;
II. Обоснование инвестиций;
III.Технико-экономическое обоснование (рабочий проект).

Проведение ОВОС является обязательной частью этапа «Обоснование инвестиций». Именно на этом этапе граждане РФ имеют возможность ознакомиться с предварительным вариантом материалов ОВОС, получить детальную информацию о проекте, а затем принять участие в общественных слушаниях.

Зачем нужны общественные слушания ОВОС?
Оценка воздействия проводится по заказу инвестора и на его деньги специалистами, приглашенными самим инвестором. Поэтому необходима независимая оценка результатов ОВОС. Экологическую безопасность объекта предполагаемой хозяйственной деятельности предстоит оценить специалистам государственной (или общественной) экологической экспертизы. Эти люди работают в Москве или в областном центре и не знают деталей и обстоятельств жизни Вашего населенного пункта. Они будут принимать решения на основе того варианта материалов ОВОС, который поступит к ним на стол. Поэтому еще до экспертизы основные факты материалов ОВОС должны быть проверены на общественных слушаниях.

Общественные слушания являются обязательной процедурой. Без утвержденного органом местной власти протокола слушаний предприниматель не может направить материалы ОВОС на государственную экологическую экспертизу.

Что должно содержаться в материалах ОВОС?
1. Описание экономической, социальной и экологической ситуации в районе предполагаемой хозяйственной деятельности.
2. Обоснование выбора места размещения объекта производства и применяемых технологий, исходя из этой конкретной ситуации. Анализ возможных альтернативных решений.
3. Прогноз воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, здоровье и условия жизни людей.
4. Информация о мерах, предлагаемых проектировщиками для уменьшения, компенсации или предотвращения возможного негативного воздействия данного объекта.
5. Информация о рисках для здоровья людей и окружающей среды и о возможных последствиях этих рисков.
6. Сравнение предложенных альтернатив (разных площадок, разных технологий) по ожидаемым экологическим и социально-экономическим последствиям и обоснование варианта, предлагаемого к реализации.
7. Предложения по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации проекта размещаемого производства.
8. Указания на источники информации, которыми пользовались при написании ОВОС, и на методы их получения.
9. Сведения о том, как к намечаемой деятельности относится общественность. Как правило, материалы ОВОС — это многостраничный документ, содержащий множество специальных технических терминов и цифровых данных. Поэтому ОВОС должен содержать в конце резюме, написанное понятным каждому языком.

Как читать материалы ОВОС?
1. Для начала прочтите резюме.
2. Если Вам что-то не ясно, ознакомьтесь с более подробной информацией по интересующей Вас теме, найдя ее через оглавление.
3. Читая документ, отметьте, как, с Вашей точки зрения, (правильно? правдиво? объективно? полно? или совсем даже наоборот?) описана ситуация, раскрыта тема и т.д. О чем в документе не сказано или сказано не так, как надо?
4. Обязательно подайте свои вопросы и замечания в письменном виде!
В ходе общественных слушаний организаторы вряд ли смогут предоставить слово каждому желающему. Только изложив свои соображения письменно, Вы становитесь полноценным участником процесса обсуждения и можете получить ответы на свои вопросы непосредственно во время слушаний.

Окончательный вариант материалов ОВОС (который затем оценивает Комиссия экологической экспертизы) готовится с учетом замечаний, предложений и информации, поступившей от общественности.

Дополните ОВОС своими фактами
Материалы ОВОС — это документ, подготовленный специалистами. Но практически каждый человек, интересующийся состоянием природы родного края и вопросами собственного здоровья, может прочитать и оценить его.

Цель общественных слушаний — собрать и письменно зафиксировать факты, без которых предварительный вариант материалов ОВОС, подготовленный заказчиком, недостоверен и неполон. Привести аргументы, которые убедят в необходимости сделать предполагаемую хозяйственную деятельность более безопасной.

За мудреными словами «состояние окружающей среды» скрываются самые простые и жизненные вещи. Никто лучше Вас не знает, где расположен Ваш дом, куда дуют ветры, откуда Вы берете воду, где отдыхаете, как часто болеют Ваши дети.

Дополните ОВОС своими фактами, чтобы завтра Ваш дом не оказался на семи ядовитых ветрах, в эпицентре промзоны, на обочине федеральной трассы, на берегу безрыбной реки.

Юлия Жукова специально для журнала «Экология и право»