Центр экологической информации
Untitled Document

Общедоступная серия Интеграл

Санитарно-Защитные Зоны -> Юридические консультации по проекту СЗЗ

Юридические консультации по проекту СЗЗ

  1. Какими документами регламентируется разработка санитарно-защитной зоны для предприятий и организации?
  2. Каким образом определяется размер санитарно-защитной зоны?
  3. Каков порядок согласования проекта организации СЗЗ?
  4. Вправе ли предприятие не разрабатывать проект СЗЗ предприятия, по причине отсутствия федеральных и региональных нормативных правовых актов, содержащих требования к порядку разработки, согласования и утверждения этих проектов?
  5. Существует ли документ, устанавливающий порядок разработки, согласования и утверждения проектов СЗЗ органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации?
  6. Правомерность и условия использования нормативных правовых актов по разработке СЗЗ, установленных и утвержденных Правительством г. Москвы, при проектировании СЗЗ».
  7. Правомерность требования территориального органа санитарно-эпидемиологического контроля по переселению жителей с территории санитарно-защитной зоны.
  8. По поводу строительства в пределах санитарно-защитной зоны частных домов, учреждений и других зданий сообщаем следующее.
  9. Необходимость платы за землю, на которой расположена территория санитарно-защитной зоны, на настоящий момент и перспективу.

1. Какими документами регламентируется разработка санитарно-защитной зоны для предприятий и организации?

к содержимому ->

Согласно ст. 52 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

На основании СанПиН 2.2.1/2.2.2.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.04.2003 г. № 38 (далее – Санитарные правила) источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (загрязнение атмосферного воздуха и неблагоприятное воздействие физических факторов) являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промплощадки превышают ПДК и/или ПДУ и/или вклад в загрязнение жилых зон превышает 0,1 ПДК.

В соответствии с п. 2.9. Санитарных правил санитарно-защитная зона должна иметь последовательную проработку ее территориальной организации, озеленения и благоустройства на всех этапах разработки всех видов градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного предприятия и/или группы предприятий.

В составе проекта организации, озеленения и благоустройства санитарно-защитных зон представляется документация в объеме, позволяющим дать оценку проектных решений о соответствии их санитарным нормам и правилам.

Согласно Санитарным правилам предприятия, группы предприятий, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющиеся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами.

В п. 2.10. Санитарных правил указано, что для действующих предприятий проект организации санитарно-защитной зоны должен быть обязательным документом. Данное положение противоречит п. 2.11. Санитарных правил, в котором указано, что в предпроектной, проектной документации на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих предприятий и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию и благоустройство санитарно-защитных зон, включая переселение жителей, в случае необходимости. Проект организации, благоустройства и озеленения представляется одновременно с проектом на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) предприятия.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что действующее предприятие, не проводившее реконструкцию или техническое перевооружение, обязано иметь проект организации санитарно-защитных зон, но не обязано его подавать в установленном порядке.

2. Каким образом определяется размер санитарно-защитной зоны?

к содержимому ->

Санитарными правилами – п. 2.12., утверждающего размеры санитарно-защитных зон; п. 2.15., в котором указано, что достаточность ширины санитарно-защитной зоны по принятой классификации должна быть подтверждена выполненными по согласованным и утвержденным в установленном порядке методам расчета рассеивания выбросов в атмосферу для всех загрязняющих веществ, распространения шума, вибрации и электромагнитных полей с учетом фонового загрязнения среды обитания по каждому из факторов за счет вклада действующих, намеченных к строительству или проектируемых предприятий, а также данными натурных наблюдений для действующих предприятий.

Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», утвержденными Постановлением Минздрава Российской Федерации от 07.05.2001 г. № 14, в п. 3.1.7. которого указано, что достаточность ширины санитарно-защитной зоны подтверждается расчетами прогнозируемых уровней загрязнения в соответствии с действующими указаниями по расчету рассеивания в атмосфере загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах объектов, а также результатами лабораторных исследований атмосферного воздуха в районах размещения аналогичных действующих объектов.

Также проект организации санитарно-защитных зон разрабатывается с учетом положения Генерального плана города, утвержденных городских программ, проектов планировки и других видов градостроительной документации (по аналогии с Положением о порядке разработки, согласования и утверждения проектов организации санитарно-защитных зон в городе Москве).

В соответствии с п. 3.6. Строительных норм и правил СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденных постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. N 78, с изменениями от 13 июля 1990 г., 23 декабря 1992 г., 22 июля 1993 г., санитарно-защитные зоны следует предусматривать, если после проведения всех технических и технологических мер по очистке и обезвреживанию вредных выбросов, снижению уровня шума не обеспечиваются предельно допустимые на селитебной территории уровни концентрации вредных веществ и предельно допустимые уровни шума.

Размеры таких зон следует устанавливать в соответствии с действующими санитарными нормами размещения промышленных предприятий и Методикой расчета концентрации в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий, утвержденной Госкомгидрометом СССР, а также с учетом требований защиты от шума и других требований, приведенных в разд.9 настоящих норм.

Постановлением Госкомстата СССР от 4.08.1986 г. № 192 утверждена Методика расчета концентраций в атмосфере вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий.

В п. 3.9. указанных Строительных норм и правил минимальную площадь озеленения санитарно-защитных зон следует принимать в зависимости от ширины зоны, %:

  • до300м.....................60;
  • св.300до1000м.........50;
  • "1000"3000"............. 40.

Со стороны селитебной территории необходимо предусматривать полосу древесно-кустарниковых насаждений шириной не менее 50 м, а при ширине зоны до 100 м - не менее 20 м.

3. Каков порядок согласования проекта организации СЗЗ?

к содержимому ->

В связи с тем, что действующим федеральным законодательством не предусмотрен порядок согласования проекта организации санитарно-защитных зон, предприятие не обязано согласовывать указанный проект с территориальным органом санэпидемнадзора.

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать порядок разработки, согласования и утверждения проектов организации санитарно-защитных зон. Например, такой порядок был установлен Правительством г. Москвы, г. Серпухова Московской области. В том случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации были утверждены нормативные правовые акты, содержащие аналогичные требования, Вашей организации следует руководствоваться региональными актами.

4.Вправе ли предприятие не разрабатывать проект СЗЗ предприятия, по причине отсутствия федеральных и региональных нормативных правовых актов, содержащих требования к порядку разработки, согласования и утверждения этих проектов?

к содержимому ->

К сожалению, отсутствие в действующем законодательстве Российской Федерации порядка разработки, согласования и утверждения проекта санитарно-защитных зон (далее – СЗЗ) не освобождает предприятия от обязанности иметь проект организации СЗЗ (согласно п. 2.10 СанПиН 2.2.1/2.2.2.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.04.2003 г. № 38).

Такой пробел в законодательстве лишь предоставляет возможность предприятиям составлять проект СЗЗ в свободной форме, основываясь на аналогичных нормативных актах, а также предполагает невозможность уполномоченных государственных органов предъявлять требования к форме, содержанию и порядку согласования и утверждения данных проектов.

5. Существует ли документ, устанавливающий порядок разработки, согласования и утверждения проектов СЗЗ органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации?

к содержимому ->

Согласно ч. 3 ст. 11 Конституции Российской Федерации разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

В соответствии с п. «д» ч. 1 ст. I Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации (Москва, 31 марта 1992 г.) (далее – Договор) к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации относится определение основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации.

На основании п.п. «ж», «к» ч. 1 ст. II Договора к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации относятся: административное, жилищное законодательство; земельное, водное, лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране окружающей среды; природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры.

В ч. 2 ст. II Договора определено, что по вопросам, указанным в части первой данной статьи, федеральные органы государственной власти Российской Федерации издают Основы законодательства, в соответствии с которыми органы государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая правовые акты.

В соответствии с абз. 1-3 ст. 6 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г.) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся участие в выработке и реализации государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, контроль за соблюдением данных нормативных правовых актов.
Таким образом, государственный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе издать нормативный правовой документ, определяющий порядок разработки, согласования и утверждения проектов СЗЗ.

В Пермской области существует Указ Губернатора Пермской области № 21 от 02.03.204 г. «О неотложных мерах по приведению к нормативным требованиям санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов.

6. Правомерность и условия использования нормативных правовых актов по разработке СЗЗ, установленных и утвержденных Правительством г. Москвы, при проектировании СЗЗ»

к содержимому ->

Ваша организация вправе руководствоваться Положением о порядке разработки, согласования и утверждения проектов организации санитарно-защитных зон в городе Москве, утвержденном постановлением Правительства Москвы от 16 октября 2001 г. N 929-ПП, а также аналогичными нормативными правовыми актами, например, Рекомендациями по разработке проектов санитарно-защитных зон промышленных предприятий, групп предприятий, утвержденными приказом Москомархетектуры от 18.08.1998 г. № 104 по согласованию с МГЦ Госсанэпидемнадзора от 26.08.1998 г. № 23-12/1294.

Однако указанные нормативные акты будут носить рекомендательный характер для Вашей организации. Они могут применяться непосредственно для разработки проекта СЗЗ, а не регулировать отношения между Вашим предприятием и государственными органами при согласовании, утверждении проекта СЗЗ и других вопросах, связанных с участием государственных органов для подготовки данного проекта. В связи с этим, Вам не следует ссылаться на положения указанных нормативных документов при подготовке официальной документации.

7. Правомерность требования территориального органа санитарно-эпидемиологического контроля по переселению жителей с территории санитарно-защитной зоны

к содержимому ->

В соответствии с п. 3.8 санитарных правил и норм СанПиН 2.2.1/2.1.1.567-96 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31 октября 1996 г. N 41, (далее - санитарные правила 1996 г.), указано, что в предпроектной документации на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих предприятий и сооружений должны быть предусмотрены средства на организацию и благоустройство санитарно-защитных зон, включая переселение жителей, а в составе проектно-сметной документации должен быть представлен проект по ее организации, благоустройству и озеленению в соответствии с действующей нормативной документацией. Данная норма закреплена и в п. 2.11. санитарных правил 2001 г., в п. 2.11. санитарных правил 2003 г.

Понятие и требования к санитарно-защитным зонам было введено в Санитарных нормах СН 172-61, СН 106-60 и СН 245-63. В дальнейшем до 1996 года действовали «Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий. СН 245-71». Следовательно, если Ваше предприятие было построено до 1960 г., санитарные правила в части организации и благоустройства санитарно-защитных зон Вами нарушены не были.

8. По поводу строительства в пределах санитарно-защитной зоны частных домов, учреждений и других зданий сообщаем следующее

к содержимому ->

В соответствии с действующими ранее санитарными нормами и правилами 1996 г., 2000 г. и 2001 г. предоставление земельных участков в границах СЗЗ производилось при наличии заключения территориальных органов госсанэпиднадзора об отсутствии нарушений санитарных норм и правил.

В п. 3 ст. 11 Закона РСФСР от 19.04.1991 г. № 1034-1 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», действовавшего до 1999 г., указано, что предоставление земельных участков под строительство, утверждение норм проектирования, проектной и нормативно-технической документации на строительство (реконструкцию, модернизацию) и застройку, ввод в эксплуатацию жилых домов, зданий и сооружений культурно-бытового, жилищно-коммунального назначения, промышленных, транспортных и других предприятий (пусковых комплексов) и сооружений, а также транспортных средств допускается только при наличии заключения органов или учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы РСФСР об их соответствии санитарным правилам.

В настоящее время действует Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями от 30.12.2001 г., 10.01.2003 г.), в п. 3. ст. 12 которого указывается, что утверждение норм проектирования и проектной документации о планировке и застройке городских и сельских поселений, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации объектов, предоставление земельных участков под строительство, а также ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам.

Поскольку строительство жилых домов, детских учебных заведений и других объектов, указанных в санитарных правилах, на территории санитарно-защитной зоны запрещено, санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам объектов, построенных в период с 1971 г. по сегодняшний день на территории санитарно-защитной зоны предприятия, не могли быть получены. Таким образом, строительство на территории санитарно-защитной зоны не соответствует требованиям законодательства.

В абз. 7 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998 г. № 73-ФЗ (с изменениями от 30.12.2001 г., 10.01.2003 г.) (далее – Градостроительный кодекс) закреплено положение о том, что в ведении муниципальных образований в области градостроительства находится выдача в установленном порядке разрешений на строительство. Полномочия муниципальных образований в области местного градостроительства (в том числе согласование проектной документации с органами санитарно-эпидемиологического надзора) реализуют местные органы архитектуры и градостроительства в соответствии со ст. 27 Градостроительного кодекса и уставами муниципальных образований.

Следовательно, ответственными за нарушение законодательства при проведении строительства на территории санитарно-защитной зоны являются местные органы архитектуры и градостроительства.

Считаем, что переселение жителей с территории санитарно-защитной зоны должно осуществляться силами вышеуказанных органов, а не Вашего предприятия.

В том случае, если в адрес Вашего предприятия направлено предписание с требованием о переселении жителей за пределы территории санитарно-защитной зоны (в связи с заменой санитарных правил), следует направить согласно ст. 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в районный суд по месту нахождения предприятия или территориального органа санитарно-эпидемиологического надзора исковое заявление об оспаривании предписания территориального органа санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии со ст. 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

9. Необходимость платы за землю, на которой расположена территория санитарно-защитной зоны, на настоящий момент и перспективу

к содержимому ->

В соответствии с Инструкцией МНС РФ от 21.02.2000 г. № 56 «По применению Закона Российской Федерации «О плате за землю» (с изменениями от 15.10.2001 г., 12.04.2002 г.) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, являющиеся собственниками земли (лица, являющиеся собственниками земельных участков), землевладельцами (лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения) или землепользователями (лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования).

Согласно ч. 3 ст. 8 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" (с изменениями 14 февраля, 16 июля 1992 г., 14 мая 1993 г., 9 августа 1994 г., 22 августа, 27 декабря 1995 г., 28 июня, 18 ноября, 31 декабря 1997 г., 21, 25 июля, 29 декабря 1998 г., 22 февраля, 31 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 24, 25 июля, 24 декабря 2002 г.) (далее – Закон «О плате за землю) в облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.

Указанное в данной норме условие предусмотрено для того, чтобы избежать двойного налогообложения земель. Юридическое или физическое лицо, которому предоставлен в пользование участок земли, расположенный в пределах санитарно-защитной зоны, например, собственник жилого дома в частном секторе, обязан уплачивать земельный налог самостоятельно согласно налоговому законодательству. Следовательно, Ваше предприятие не должно платить налог на землю, если она находится в пользовании другого физического или юридического лица.

При расчете платы за оставшуюся территорию санитарно-защитной зоны, не предоставленную в пользование другим юридическим или физическим лицам, учитываются ставки и коэффициенты средней ставки земельного налога, содержащиеся в таблицах 1, 2 и 3 в Приложении 2 к Закону «О плате за землю».

Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (с изменениями от 31 декабря 2002 г.) установлено, что действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.

В будущем предполагается осуществить реформирование имущественных налогов путем замены налогом на недвижимость существующих налога на имущество предприятий, налога на имущество физических лиц и земельного налога. Однако нормативных актов, регулирующих данный вопрос, на сегодняшний день не принято.